Следует отметить, что большинство шурфов бывают "слепыми" и бросаются на глубине 2-3 метра. Это в основном спонтанные разведочные
шурфы, закладываемые малочисленными группами, не имеющими достаточного опыта вскрышных работ, а также технического
оснащения для прохождения более глубоких шурфов.
Нехватка опыта в первую очередь сказывается на неправильном выборе места закладки шурфа. Этим страдают даже более
опытные группы. Хорошо, если неперспективный шурф бросается уже на первых двух метрах из-за невозможности дальнейшего
прохождения без применения более серьезных технических средств, таких как взрывчатка или отбойный молоток.
Например, зимой 1986 года группой "Летучая Мышь" был заложен шурф "Кладбищенский" (ЛМ-12) на склоне левого берега
Десны. Через два метра появились монолитные плиты (возможно, потолочные), из трещины бортового отпора в мороз валил
сильный пар, что указывало на возможное наличие большой подземной полости. Шурф был заброшен из-за невозможности
дальнейшей проходки. Ошибка при проведении вскрышных работ в этом случае заключалась именно в неправильном выборе
места: если бы шурф был заложен метра на 1,5-2 метра ниже по склону, то существовала большая вероятность попадания
под карниз входа в полость.
(Однако следует заметить, что методика вскрытия группы П. Николаева (Крота) как раз ориентирована на раскопки в концах
точильных рвов , не имеющих над собой провалов; работающие вскрывали сверху плиту козырька и пробивали ее ломом.
В этом коренное отличие от методики "Летучей Мыши", стремящейся проникать в каменоломни через надвходовые провалы
или под карниз.)
Ещё одним примером неправильного выбора места проведения вскрышных работ являются обнаруженные нами два слепых
шурфа на дне точильных рвов в Дугинском овраге, заложенные, по-видимому, в середине 1970-х годов группой П. Николаева
(Крота). Глубину шурфов через 20 лет определить было невозможно, вероятно, она составляла от 2,0 до 2,5 метров. Здесь
была совершена противоположная ошибка - шурфы были заложены низко по склону. На указанной глубине они достигли
монолитной известняковой подошвы точильного рва, в то время как сохранившаяся полость осталась далеко в стороне
под склоном. Группой "Летучая Мышь" выше по склону, над точильным рвом в воронке был заложен шурф и на глубине 7
метров вскрыта искусственная полость (пещера Колючка).
Точильный ров - это углубление искусственного происхождения - канавообразная поверхностная горная выработка, созданная в
период разработок подземных выработок для доступа к порталу, - расположенное часто в основании, но нередко и в середине
склона, в зависимости от залегания промышленного пласта известняка. Точильные рвы по бокам ограничены отвалами из известняковой
щебенки и крошки, покрыты тонким слоем почвы.
(По нашим наблюдениям, размеры точильного рва могут сказать о величине искомой полости. Большие и глубокие точильные рвы
могут быть признаком полости длиной до нескольких километров. Часто расположенные точильные рвы небольшого размера обычно
указывают на подземную выработку карманного типа, когда каменоломня разрабатывалась на 20-30 метров в глубь склона.
Протяжённость таких полостей, как правило не превышает 100 метров, чаще 30-40 метров. - Примечание С. Головина.)
(Категорически не согласен с последним утверждением. Длина и глубина рвов указывает только на глубину залегания отрабатываемых
слоев известняка относительно крутизны склона. - Примечание М. Сохина)
Еще одной наиболее распространенной ошибкой в выборе места проведения вскрышных работ является закладка шурфов
в микрокарьерах (разносах), что часто встречаются по берегам рек Подмосковья, где добывали белый камень и открытым
способом.
Например, два таких шурфа обнаружены нами на реке Рожайка в километре выше по течению от Никитского полуострова.
Как правило, над такими карьерчиками не обнаруживаются ни воронки, ни свежие провалы, что свидетельствует об
отсутствии подземных полостей.
Другие примеры неудачной проходки из истории деятельности группы "Летучая Мышь".
Шурф ЛМ-11 "Круглый". Работая на дне воронки, невдалеке от крутого берега реки, шурфом дошли до отметки 7 метров,
где и обнаружили в известняке трещину бортового отпора, поглощающую вышележащий грунт.
Шурф ЛМ-14 "Полуостров". Вскрыв воронку на дне оврага, прошли 3 метра по следам понора и обнаружили раскарстованный
и сильно выщелоченный известняк, по трещинам которого и уходила вода.
Шурф ЛМ-15 "Карьерный". За точильный ров были приняты отвалы щебня у склона реки, вывезенные с ближайшего
известнякового карьера. По-видимому, вход в полость был взорван несколько десятков лет назад с целью предотвратить
самовольное посещение этих каменоломен. Без применения тяжелой техники вскрыть вход не представилось возможным.
Шурф ЛМ-18 "Березовый". Шурф был заложен на склоне карьера над провалом, ведущим в боковой вход в катакомбы.
Работы велись до четырех метров в почти отвесно падающих пластах плотного песка, без обсадки. Это привело к аварийной
ситуации. В перерыве между работами произошел обвал (схлопывание шурфа). Работы пришлось остановить, шурф засыпать.
|