На страницу истории

Открытие Улицы Роз в Сьянах: как это было...

© Алексей Поляков (Леха-Модем)




Сьяны Съяны система штрек коралл карст шкура каменоломни пещеры


1. Открытие Системы.

На этот день у нас был намечен очередной плановый поход в Сьяны с беготней по штрекам и осмотром достопримечательностей. Добравшись до места предполагаемой стоянки - грота "Млечный Путь", - мы удобно расположились под настенным изображением булгаковской Маргариты, летящей на метле. Темнота, горящие свечи и бутылка вина "Золотая осень", купленная в местном магазинчике, настроили народ на романтический лад. В результате Хоббот и Лена остались под Маргаритой дожидаться нас и отдыхать после выпитого, а мы с Лео отправились гулять по системе и искать приключения на свою.. хмм.. голову. Особенно нам не давал покоя знак вопроса на аспириновской карте недалеко от нашей стоянки между Точильным Камнем и Шуткой. После проползания через устроенную там помойку, стало ясно, что "вопросик" стоит не с проста, и дальше пройти, увы, нельзя, так как путь преграждает завал. Полчаса, потраченные на разгребание завала, оказались напрасными: все наши труды уперлись в небольшой (килограмм в 150) камушек, лежавший посреди шкуры и прераждающий путь.

Когда мы уже собралиь обратно, Лео заметила небольшой, узкий даже по масштабам "мышки" и "щучки", проход, выглядевший со стороны как обычный тупик. В этот проход я немедленно залез, стал разгребать камни и подавать их Лео, которая, в свою очередь, выкидывала их наружу. Часа через два работы оказалось, что лаз вовсе не является тупиком, а, почти под прямым углом поднимаясь наверх, выходит в средних размеров гротик с висящими на потолке каменными плитами, которые держается непонятно на чем. Раскопанный нами лаз мы тут же назвали "Стремным", а грот - "Апокалипсисом". Осторожно, миллимертр за миллиметром, стараясь не задеть рукой плиты, мы ползли по вновь открытому лазу.

Вообще, методика проползания Cтремного имеет свою специфику. Большая часть пути проползается на животе головой вперед, как и большинство "шкур". Затем, когда проход начинает преграждать вертикально стоящая плита, необходимо перевернутся на спину и вылезти в таком положении примерно наполовину. Теоретически, можно проползти его и целиком на животе, однако, если вы никогда не выступали в цирке и не выполняли упражнения "колечко", делать этого явно не стоит. И, наконец, главный аттракцион для людей с длинными ногами: согнуть ногу в колене, и протиснуть ее через узкую щель между каменной плитой и стеной.

…Итак, мы пролезли, и стояли теперь в новой (точнее, очень старой, судя по охристым подтекам на стенах), части Системы, соединяющейся с остальными Сьянами лишь узким лазом, по которому не так-то просто пролезть. Направо вел относительно широкий проход, путь налево преграждал завал, через который, тем не менее, можно было пролезть. Заглянув в правый грот, мы поняли, что лучше туда не ходить: там было мокро, а с потолка свисали огромные плиты, которые врямя от времени падали: такими же плитами был усеян пол. Мы развернулись, и, проползя через левый завал, увидели широкий, сильно петляющий штрек, уходящий в неизвестность. Улица Роз - так почти сразу окрестили мы этот штрек - тянулась вперед, непрерывно изгибаясь, метров на сорок-пятьдесят, и заканчивалась небольшим гротиком, от которого отходил вбок очень узкий шкурник. Примерно на середине Улицы Роз влево нам открылся проход в довольно большой грот, названный нами впоследствии "Домом Желтого Сна" (или, сокращенно, ДЖС) - по названию одной из песен Толика Крупнова. Рядом со входом в грот мы увидели в потолке необычайной красоты карстовую воронку, уходящую вверх на длину вытянутой руки до локтя и сильно ветвящуются. Улица оправдала только что данное ей название: воронка действительно напоминала огромную розу, или, скорее, ее отпечаток в потолке. В ДЖС нас ждал еще один сюрприз: на потолке, подобно лепной розетке, висел прекрасно сохрашившийся окаменевший коралл мелового периода, успевший обрасти по краям карстовыми "кружевами". Это было потрясающее зрелище!

Постояв немного в ДЖС и полюбовавшись на коралл, мы повернули назад, к Млечнику, где нас дожидались Хоббот с Леной.

2. Первые находки.

В следующие выходные мы в том же составе пошли иследовать найденную нами часть Системы. Бросив вещи в ДЖС, мы пошли гулять по окрестностям. Вдруг кто-то заметил среди камней и разочарованно поднял осколок бутылки. "Мы здесь не первые" - промелькнула тут же мысль. Однако, после осмотра бутылочного горлышка, стало ясно, что бутылке очень много лет, может быть, даже веков. Это была грубая посудина квадратного сечения из прозрачного стекла с неровным, дутым горлышком, когда-то, видимо, очень красивая. Через некоторое время последовала находка другой битой бутылки, видимо, того же времени - зеленой, немного похожей на пивную, с таким же неровным горлышком и гнутой ручкой. Кто и когда пил в Системе из стеклянной посуды - остается загадкой. Во всяком случае, вряд ли это были простые рабочие, ведь стекло ценилось в те времена на вес золота.

Через некоторое время, запустив руку в один из шкурников, я нащупал там что-то деревянное. При ближайшем рассмотрении предмет оказался ручкой лопаты, которая осталась у меня в руке и начала рассыпаться. Сама лопата, несмотря на покрывавший ее слой ржавчины, неплохо сохранилась. По форме она представляла собой нечто среднее между современной штыковой и совковой лопатами, и, вероятно, служила как для копания породы, так и для ее отбрасывания. В этот день мы также нашли множество рисунков и пометок, сделанных углем, кучки которого лежали здесь же. Видимо, в древности хорошая вентиляция Системы позволяла разжигать в ней костры; cейчас бы на это никто не решился: даже зажженная в штреке газета приводит к сильнейшему задымлению, или, как здесь говорят, "волоку", который сильно осложняет жизнь туристам.

Нашли мы и следы более недавнего пребывания здесь человека - полуистлевшую пачку сигарет "Шипка" и надпись "Карст", вырезанную, почему-то, в самом конце Улицы Роз, где никаких признаков карста не наблюдалось. Возможно, какая-то группа успела пройти по этой части системы, когда она еще не была отрезана от мира. Однако, на этом все следы пребывания человека заканчивались: нигде не было мусора, а почти все проходы были забутованы - заложены камнями.

3. Модемова Шкура.

Как уже было сказано, Улица Роз кончается небольшим гротиком, в котором могут поместиться от силы три человека, и выходящим из него невероятно узким шкурником. Нагулявшись по Системе, воодушевленные недавним успехом, мы решили посмотреть, куда же ведет загадочный лаз. Лео, заглянув в эту крысиную нору, сказала, что влезть-то она сможет, но вот вылезет вряд ли, и я, недолго думая, протиснулся в шкуру. Ползти было тяжело - по сантиметру, передвигаясь только на выдохе. Периодически сминалась и не давала ползти одежда. Вдобвок, шкурник иногда вилял вверх-вниз, что создавало дополнительные неудобства. Что по сравнению с ним некогда знаеменитая Щучка, по которой мы проползали не снимая курток и толкая перед собой рюкзаки! Здесь мешало все. Выступающие камни мешали дышать, пуговицы на одежде цеплялись за выступы и мешали ползти. Особенно мешала пряжка ремня, норовившая то и дело зацепиться за какой-нибудь особо крупный выступ. Напоровшись, наконец, на крепкую забутовку и убедившись, что в ближайшие 5-10 лет мне ее не разобрать, я решил вылезать. Однако, смявшаяся одежда и пряжка от ремня, никак не хотели пускать меня обратно. Хоббот долго пылается вытащить меня за ноги, однако, ноги были уже готовы оторваться, а сам я не сдвинулся ни на миллиметр. В конце концов, извернувшись и сняв свитер и ремнь (до сих пор не знаю, как это удалось в таких условиях), я попросил Хоббота еще раз потянуть, и с его помощью, наконец, выбрался наружу.

Маленькое замечание: Господа, не ходите в Модемову Шкуру. Забутовку не разберете, а застрянете надолго. Зато после ее проползания Громов и Мышка, не говоря уже о Щучке, покажутся вам невинными аттракционами.

4. Создание шедевра.

Лео давно хотела создать в Сьянах очередную достопримечательность (а рисует она, надо сказать, весьма неплохо), и перед очередным походом мы предусмотрительно запаслись баночкой краски и напильником. Выбор был остановлен на гроте Апокалипсис, вполне соответствовавшем своим названием теметике рисунков Лео. Вначале шла речь о знаменитых Четырех Всадниках, и Лео даже сделала их эскизы на листа бумаги. Однако, вскоре стало понятно, что изобразить на неровной стене даже одного из них, стоя колениями на острых камнях под нависаюищми плитами - задача не из легких. Несколько часов Лео сосредоточенно скоблила камень, изредка прося меня вырезать какую-нибудь особо глубокую линию и возмущаясь потом, что я прорезал ее не там, где надо.

Сейчас всадник еще не завершен. Он сидит на своей лошади, откинув капюшон и повернувшись к зрителю, словно спрашивая его: "А какого хрена, дорогой, ты сюда приперся?"

Leo: Мы тут в очередной раз в Сьяны недавно ползали, и встреченный там нами народ порадовал нас сообщением, что мы, оказывается, из Питера =+) Hам сказали, что Модемов отчет на твоем сайте расположен так, что можно понять, будто мы из той питерской компании, которая приезжала в Москву. Короче говоря, нас попросили явно указать, что мы на самом деле москвичи, ибо иначе непонятно.

Фотографии и комментарии Алексея Полякова:
Стоим в только что отрытом гроте (ДЖС)
По дороге в Ад черный всадник мчится... Теперь этот грот будет называться Апокалипсис
Кто там говорил, что резьба по камню - не женская работа?
В гостях у Гремлина (грот Маленький Мук)
Другие фотографии мест, описанных в рассказе можно посмотреть здесь:
Ссылки по теме:



На страницу истории
На страницу истории



Главная страница - uzm.spb.ru
Хостинг от uCoz