На страницу Архив

Прихожая "другого мира"


Автор: Степанов Максим
Опубликовано: журнал "На грани", N4(11) август/сентябрь 2001
Приводится авторский вариант

- Под каждой точкой земной поверхности находится хотя бы один подземный ход. Если вы не нашли хода, значит он глубже.

Закон Архимеда

Здесь редкость - яркие краски. Однако сочетания оттенков иногда очень необычны. Здесь чувствуешь телом мощь земли и хрупкость ее порождений. Удивительно, что не всегда видишь в свете фонарика, что фотографируешь. И только после проявки пленки получается нечто неожиданное.

Я прекрасно понимаю, что искусственные подземелья не стоят рядом по своим красотам с природными вертикальными пещерами. Но и заброшенные каменоломни красивы по-своему, по-человечески, загадочно. И в большей степени именно эта их тайна и манит туда...

Ну да хватит пафоса. Для меня все началось с прочтения "Легенды о ЛСП" Павла Мирошниченко. Надо признаться, книга сия по сути является библией для спелестолога Ленобласти (электронный вариант книги легко можно найти в Интернете). После знакомства с ней возникает естественное желание увидеть все это наяву, а увидеть надо немало. Так что интересное времяпрепровождение гарантировано надолго, после чего Ленобласть открывается с новой, неожиданной стороны. А точнее из-под земли.

Теперь я попробую вас заманить в эти ужасные грязные мокрые темные каменоломни. Шутка. Далеко не все так запущено. Хотя держу пари, именно такое представление об искусственной "подземке" имеют большинство не бывавших там людей. Сперва, что я вам гарантирую, если вы первый раз под землей - необычные незабываемые ощущения. Это и абсолютная тишина (если вам дано ее "слышать"), и бесконечная темнота, и захватывающее зрелище хаоса камней, и, если вы забудете выключить свет и он у вас начнет "кончаться", нарастающее чувство тревоги, и, наконец, эта теплая волна свежего воздуха недалеко от выхода после многочасовых блужданий по лабиринту - потрясающее ощущение! Нет, конечно, среди всего этого будет место и страху перед неизвестностью и ощущению не уютности. Но все это пройдет, постарайтесь просто раствориться в темноте и забыть, что это - чужой мир.

Сейчас уже довольно трудно найти подземелья в первозданном виде. Дело в том, что старинные каменоломни имеют обыкновение "садится", т.е. рушится со временем (в отличие от природных пещер, где все-таки равновесия побольше). И вот, когда природа начинает поглощать своей мощью жалкие человеческие создания, создается та завораживающая комбинация хаоса и порядка, ей богу, на которую стоит посмотреть!

Итак, если вас после первой прогулки все-таки опять тянет под землю, то самое время переходить ко второму этапу. Останьтесь под землей на долгое время. Очень рекомендую там поспать, забудьте про время! Опять новый поток ощущений, еще более усиливающийся, если вы останетесь в одиночку. Плюс ко всему у вас будет время удовлетворить свое любопытство - разве вам не интересно, куда ведет этот штрек? А тот? Может, там, за поворотом, гигантский вторичный зал. А может, шкурник, проходимый только на выдохе (почувствуйте себя червяком!). И новые каменные пейзажи - наполовину искусственные, наполовину природные.

Но рано или поздно это любопытство перерастет в желание найти что-то новое: либо, разобрав кладку или завал (еще то развлечение!), вывалиться в новую, неизвестную ранее часть системы, либо найти (скорее откопать) с поверхности вход в новую каменоломню, простоявшую закрытой, может быть, не одно столетие. Вот тут вы и становитесь спелестологом.

Пусть это не в полной мере открытие, однако, чувства, которые испытываешь, когда идешь по штреку, где не было человека сотню лет, стоят тех немалых трудов первовскрытия. Да и разве не приятно быть там, где не каждому дано побывать? Если повезет, найдете артефакты. Но неужели вы думаете, что мы ищем в каменоломнях клады?

Со временем придет опыт. И тогда вы уже по едва заметным признакам будете определять, где надо разобрать забутовку, чтобы попасть к заветному штреку продолжения, или же, взглянув на поверхности на рисунок воронок от провалов и углублений на склоне, будете "читать землю": здесь был точильный ров, а здесь - отвал, тут - легший штрек, а шурф лучше будет заложить там и т. д... Все это поддается доступной вам логике, ведь каменоломни - творение такого же человека, как вы. Чем не игра? Затем вы сделаете топосъемку своей пещеры и, внимательно взглянув на карту, вам станут ясны новые возможности для первовскрытий. А еще вам, может быть, откроется какая-нибудь тайна.

Самое время уяснить кто такие эти спелестологи. Нет, не спелеологи, а именно спелестологи! Между ними есть одна существенная разница, точнее у них разный предмет интереса. Спелестолога главным образом интересуют подземные полости искусственного происхождения, как то: каменоломни, штольни, рудники, катакомбы, подземные ходы, монастыри и т. д, то есть так называемые горизонтальные пещеры. Существует, к сожалению, между спелестологами и спелеологами определенное непонимание. Последние обычно считают исследование каменоломен делом несерьезным и смотрят на спелестологов с высока. Часто это происходит из-за того, что спелестологом начинают называть любого, пришедшего в искусственную подземку, не разбирая, пришел он туда работать или просто пить водку. Ну а если вы считаете, что передвижение по каменоломням представляет из себя ничем не напрягающую прогулку, то я вас отсылаю к Мичману из Никит (каменоломня Подмосковья, по-видимому наиболее сложная и загадочная). Он вам устроит экскурсию, после которой вы еще неделю по ночам во сне будете пытаться протиснуться между матрасом и кроватью.

Но ради бога, не обзывайте спелестолога диггером. Он обидится - канализации, бетонные бункера времен войны, вентиляционные шахты не совсем относятся к компетенции спелестологии, да и если ты хочешь носить гордое имя диггер, твое место там, где тебя быть не должно, в смысле запрещено. Конечно власти иногда пытаются ограничивать доступ и в старинные каменоломни, в большинстве случаев безуспешно (например, познакомьтесь с историей Никит). Однако обычно никто вам не мешает найти и откопать свою каменоломню и подставить свою головушку под град весело падающих камней с потолка.

Никто не мешает... Но вряд ли вам удастся найти что-нибудь существенное в одиночку. Многометровые шурфы, разборка завалов - все это доступно лишь группе людей. И такие существуют. Например, группа Летучая мышь из Москвы успешно существует уже не одно десятилетие. Один из центров подземной спелестологической жизни - Никитская каменоломня. Здесь, в частности, проводятся эксперименты по спелеонавтике (так, этой весной Командор и Чудо просидели безвылазно в Никитах месяц, наблюдая влияние паводка на систему). Вообще, основная часть "активной спелестологической тусовки" сейчас находится в Москве. Именно там наиболее часто происходят первовскрытия (нет, конечно же не в Москве, а в Московской области!), организуются конференции и экспедиции по России, выпускаются Ежегодники, публикуются материалы в Интернете. Существует довольно тесное взаимодействие со спелестологами по всей стране и даже заграницей (например, Украина, Франция, Голландия).

Что касается Питера, то здесь наиболее компетентной группой по подземным объектам в Ленобласти является ЛСП - Ленинградская Спелестологическая Партия. Пусть это уже не та организация, что была в 90-х годах, которой были по силам такие проекты, как восстановление Таицкого водовода. Да и мэтры, имена которых упоминаются в "Легенде", потихоньку начинают отходить от дел. Тем не менее работы по поиску подземных объектов в Ленобласти продолжаются и имя ЛСП является объединяющим фактором (центр общения питерских и не только спелестологов находится на Доске объявлений ЛСП в Интернете, вливайтесь!). Надо отметить одну особенность питерской спелестологии - она очень тесно связана с краеведением. Ведь работа с архивами является неоътемлимой частью поиска. А в архивных материалах встречается так много интересного! Поэтому не удивляйтесь, если на Доске ЛСП вас зовут в место, даже близко не связанное с подземкой. Что же касается новых подземных объектов, неописанных в "Легенде", их список растет: Сясь, Поповка, Ящера, Обла и, наконец, позвольте рассказать о последнем выезде под именем ЛСП.


Всю вторую неделю июля жители деревни Фальково, что в 300 км на восток от Питера, имели возможность наблюдать людей с лопатами, ломами и кирко-, понимаешь, мотыгой, неизменно каждый день шествующих по краю поля и скрывающихся в кустах на крутом берегу реки Паша. Как и всегда в маленьких деревнях, удаленных от "благ цивилизации", это вызывало неподдельный интерес у пейзан и уже через пару дней вся деревня знала, что нужно этим людям. Сенокос шел полным ходом.

Конечно же этих семерых людей, называющих себя спелестологами, среди которых были даже двое москвичей, интересовало вовсе не сено. Дело в том, что под живописным холмом близ деревни вот уже почти сотню лет спала пещера, надежно себя закрыв с берега реки. Именно этот знакомый зуд, когда у тебя под ногами находится пустота, куда так хочется попасть и исследовать, не давал покоя. Толчок всему дала страница из Истмата ЛСП: "Осмотр залежей песка на месте был произведен инженером Приваловым: Белый кварцевый песок лучшего качества встречается в наделах деревень Фальково и Макарьино. Залежи песка, издавна и до сих пор питающего стекольные заводы отдаленного отсюда (за 80 и за 100 верст) Устюжинского уезда громадны. Фальково расположена на одном берегу р.Паши, Макарьино на другом, и обе имеют подземные разработки белого песка, производимые местными крестьянами зимой, причем песок дер.Фальково чище. Пласт белого песка залегает от поверхности на глубине прибл. 8 саж., мощность его не менее 3 аршин. Пласт прослежен старыми работами в сторону дер.Фальково от берега на 40 саж., по направлеению на дер.Макарьино залежи песка простираются далеко за пределы селения." Заманчиво, не правда ли? После прочтения этих строк спелестологу сносит крышу и уже мало что его может остановить на пути к заветной дырочке. А ведь Ленобласть далеко не избалована подземными объектами. Открыть здесь каменоломню, да еще с такими масштабами - это по сути сенсация!

И вот после предварительной апрельской разведки те семеро приезжают в Фальково в июле. Чем же они занимаются всю следующую неделю? Копают яму! Ах простите, шурф. Почему копают? А вы думали, что после почти полувека их ожидала манящая темнота арки входа в склоне? Да, еще лет двадцать назад со слов рыбака тут было обнажение песчаника, но уже тогда они вход не нашли. С тех пор с поля сверху сполз толстый слой шеко... простите, глины, да еще и порос густо деревьями и крапивой. После этого слово "копают" не совсем отражает ситуацию. Если по-началу идет земля и глина, то потом начинается какое-то месиво из камней разного сорта и размера, песка, глины и матерных слов, характеризующих все это. По поводу нецензурной лексики - как-то под конец работ на раскоп заглянул пейзанин. Так вот, как он не пытался не употреблять эти слова для описания своих впечатлений, именно они и составили основную часть его речи. Впрочем, шестиметровый шурф действительно радовал глаз. Пусть он не достиг своей цели, но дал возможность понять где должен располагаться уровень разработок, т.к. в первых десяти метрах свод каменоломни уж никак не мог располагаться. Что касается камней, вынутых из раскопа, в последний день из них была сложена пирамида в человеческий рост и устроен перфоменс "Орден Ивана Горбатого будет наш!"

Хочется отметить отношение местных к происходящему у них под боком. Во-первых, естественное любопытство, во-вторых, "да, откопайте нам пещеры!", в-третьих, расскажут все, что знают и даже немного придумают, как, например, обязательный подземный ход до бывшей церкви за километр от склона. К сожалению, в случае Фальково осталось лишь двое реальных свидетелей существования входов, да и те могут показать лишь примерное их место (спасибо деду Максиму и Зинаиде Семеновне Окуневой, старожилам Фальково, за помощь). А уж поверьте, зная это место, мы сроем все до основания, а затем...


Ну что, идем под землю? Только имейте в виду, природа не ждет, все больше и больше пещер либо полностью рушатся (Телези и в целом по Ленобласти), либо закупоривают свои входы - например, этой весной с виду устойчивый вход каменоломни на реке Сясь обрушился. Через год это место почти ничем не будет отличаться от окружающих склонов. Вот и в Фальково пещера с наскока к себе не пустила. Хотя возможностей удовлетворить свою жажду открытий здесь и во многих местах России еще много. Копайте!

Фотографии к статье:










На страницу Архив
На страницу Архив



Главная страница - uzm.spb.ru
Хостинг от uCoz